«Битва за никель» Сколько сторон у медали?
На днях, а точнее 2-го апреля, был представлен большой выставочный проект «Битва за никель». О трудовом подвиге норильчан в годы Великой Отечественной войны.
Не вижу смысла повторяться. Все можно увидеть придя в музей.
Мне стала очень интересна иная сторона медали. Еще просматривая экспозицию и слушая хвалебные речи о деятельности Авраамия Завенягина, я задал вопрос гиду по залу. А как же быть с тем, что для части людей связанных судьбами с норильским горно-металлургическим комбинатом, Авраамий Завенягин был палачем и деспотом?! Что он для многих являлся проводником тотального уничтожения народа!?
Поговорили мы с гидом, пофилософствовали… Придя домой читаю к посту «Битва за никель» комментарий: «Молодцы, не каждый может поставить с ног на голову.
Каждому лагерю звание трудовой славы 41-45г.,а чекистам директорам, медали…«
Кто ковал победу и чья это была битва?
Все чаще и чаще, когда начинаются «игры патриотизма», я задаю вопрос. А можно ли было в тех условиях заигрывать с властью? Историю создают личности.В тот период и в тех условиях возможно было быть демократичным? Возможна ли была Победа и Восстановление без массового патриотизма, в том числе и постыдного лагерного строя? И почему мы смотрим только одну сторону медали? А мало ли в лагерях сидело уголовников, предателей и иной швали? Не забыли ли, что в тот период шастали практически по всему союзу банды? От Прибалтики до Молдовы. Кто подскажет, а как бы он себя повел?
Две истории из личной моей жизни.
Будучи пацаном я не понимал, почему постоянно ругаются мой отец и мои дядьки. У моих деда с бабкой было 9 детей. Старшие из них до 1948 года бегали по лесам, а младшие служили в Красной Армии, и образно говоря, ловили «лесных братьев». Кто из них кто?
По приезду в Норильск я познакомился с поволжским немцем по фамилии Копп. Это была практически середина 80-ых прошлого столетия. Т.е. после Великой Отечественной войны прошло практически более 35 лет. Копп (не помню его по имени), жил в Норильске без права выезда на «материк». Он в оккупацию будучи пацаном 14 лет, был награжден оружием и званием полицейский немцами, как на тот момент ему пояснили , что он хоть и русский, но все-таки немец. Пацану в таком возрасте дали оружие и власть…Вот он тоже поднимал благосостояние страны на просторах норильлага. Тоже спрашиваю!? Как я к нему должен относиться? Кто он?
Каждому своя грань медали и каждому своя битва.
И о гранях. Чем чаще я посещаю музей, тем больше мне становится грустно! Обсуждая «правоту» историческую. Пытаясь определиться в своем отношении к исторической правде и месте своих родных, и далеких, и близких. Пытаясь себя как-то определить в социуме, мы рассуждаем о том, что в нынешнем поколении становится просто разменной монетой. Интерпретация истории в своих интересах. При том скуднейшее знание и отсутствие понимания истории привело к тому, что потеряны основополагающие принципы любви к Родине-соотношение выгоды и жертвенности. Особо это видно на фоне нарастающей напряженности внутри сообщества. «Провал» в исторической грамотности приводит к тому, что управление умами подрастающего поколения становится более доступным!
Чем далее мы удаляемся от исторических вех, определявших(-ющих) наше самосознание, не удерживая связь между поколениями, не определяя курс и направление исторического образования, кроме пустеющих исторических экспозиций, далее ожидать ничего не стоит.