Презентация сборника “Живой Север”…на фоне презентации книги, «Орнамент-язык предков»,
дальнейшей жизни и востребованности этой книги, созданной в стенах Таймырского дома народного творчества в Дудинке, при активном участии местных этносов, голоса ученых мужей звучат как-то тихо и не внятно.
Почему я поднимаю этот вопрос, чуть ниже. Надо сначала понять , что есть- «Живой Север».
Проект посвящается недостаточно изученному феномену в области истории искусства и культуры России — культурной экосистеме Севера, а также производству нового дизайна и искусства на основе художественного наследия региона.
Научные материалы о северных росписях и вышивках малодоступны. Те из них, что написаны, могут быть не оцифрованы и малоизвестны для широкой публики. Популяризации этого наследия и производству нового дизайна и искусства и посвящен этот проект.
Осенью 2020 года команда проекта “Живой Север” под руководством специалистов по истории искусства и культурологии отобрала наиболее значимые и неопубликованные тексты по теме. Они были переведены на английский язык.
Цифровой материал размещается в на сайте организации “Арктический институт искусств”, тем самым обеспечивая доступность информации всем заинтересованным лицам.
Площадкой для реализации первого этапа проекта является Северный (Арктический) федеральный университет. Помимо этого, в это же время проводился прием заявок от молодых дизайнеров и художников на участие в лаборатории Арктического института искусств.
На втором этапе проекта молодые дизайнеры и художники под руководством известных дизайнеров-практиков и художников знакомятся с новыми тенденциями и создают новые продукты с использованием элементов северной визуальной культуры. Площадками для реализации второго этапа проекта являлись САФУ и ЗАО “Народные художественные промыслы “Беломорские узоры”. Целью этого этапа является производство нового дизайна и искусства на основе северного наследия.
Сборник напечатан на русском и английском языках.
Надеюсь после прочтения презентации могут быть понятными некие аспекты такого рода деятельности.
Последнее время попал в режим изучения языка народности Кето. Понятно, что этот язык, язык изолянт и носителей языка осталось мало. В процессе общения начались споры не только в смысле разницы диалектов северного и южного, но иной раз вообще не понимания слов. Думаю причины на то есть объективные. Из тех, кто уже не является носителем языка, но в детстве или в силу иных обстоятельств (временных), или не правильно вспомнил, или не правильно услышал и запомнил так. А иной раз произношение адаптируется к комфортному произношению на русском языке, что тоже приводит к искажениям исконных слов.
К чему я это все.
Происходит презентация коммерческого проекта, связанного с культурой малочисленных народов. И что происходит? Не искушенный в культуре этносов человек начинает «лепить» образ. И слышу я однажды от малочисленных на одном из дефиле.
«-А что это узор сделан вверх ногами?»
Вопрос! Сохраним или уничтожим?